понедельник, 4 ноября 2013 г.

Гуамка 2011, интервью Такжанова Юрия

Да, это было давно, но по разным причиным не попало на широкий экран. Мне это интервью кажется неплохим и немного забавным, особенно сейчас. Поэтому и хочу им поделиться.
Интервью публикуется в виде близком к выпущенному в одном из офлайн журналов.


Вопросы: Дмитрий Шушпанов

Юрий Такжанов, многократный победитель фестиваля Гуамка 2011 (в общем зачёте, в выделенном зачёте Petzl Roc Trip, в «Гуамских связках» в паре с Сергеем Корженевским, и в командном зачёте в составе команды ЧЕП-Club (Ростов-на-Дону)), ответил на вопросы о фестивале.

Ожидаемая ли была победа? Всё-таки от Бориса Егорова, занявшего второе место, отделили всего 15 баллов - 3120 против 3135...
Скорее да, чем нет, на юге мне удается иногда выигрывать, но я об этом не думал. Как говорят организаторы: "это же фестиваль".

Сложно ли было победить, и, насколько пристально удавалось следить за конкурентами?
Следил, безусловно, за всеми лидерами и был несколько поражен огромным прыжком Бориса во второй день. Раньше я с этим парнем не сталкивался. В утро последнего дня все лидеры собрались в вагончике и поехали в Сухую балку, единственный перспективный с точки зрения баллов и нераспечатанный нами сектор. Я получил некоторые облегчение и подумал: "игра будет в открытую". Но, как говорится, не тут-то было. Основной набор очковых трасс у нас совпал, но у Егора была дополнительная накатанная 8-ка "Вкус приключений" и она могла решить исход прямо там, но 3 день феста дал о себе знать... Ни он, ни я не смогли ее одолеть. Все должен был решить следующий ход: "что же делать дальше, что лезть?".
И тут, я допустил большую ошибку, едва не поставившую крест на победе. Пока я страховал за углом, Боря быстро и технично собрал снарягу, и убежал на Матузку, даже не взяв напарника (что сыграло злую шутку в определенный момент). Вариантов много, но в голове крутился один - догонять. Мы пустились бежать с напарником на станцию (вы можете представить наше состояние: третий день напряга, уже пройдено свыше 50 трасс). И что бы вы думали? Да, на поезд мы опоздали, а пешком в ущелье нельзя: оно охраняется пока ходит поезд. У Бори фора, по меньшей мере, минут 50, а на Матузке много трасс, но не очень сложных. В голове вертелись разные мысли: бежать обратно в Сухую, пробовать замочить еще какую-нибудь жесть или в Солярис, или догонять на Матузке. Победил последний вариант.
Вы бы знали, как долго тащился поезд в этот раз... Выскочили из вагона, пытались «бежать» (если это можно так назвать), а там набор высоты, пытались сократить через лес, тропинку не совсем угадали, в голове легкая паника...
И вот Матузка, кидаюсь на первую 7ку, голова не работает, мысли кругом, пот ливнем, долезаю до 3 оттяжки, отламываю зацеп, и вот я на земле... Возможно, это немного отрезвило. Бросаюсь на другую трассу и пытаюсь лезть спокойно, но быстро. Очень тяжело было психологически: прогребаешь 25 метров, а в конце ключ, он каждый раз решает все, а ты обязан принимать решение с чистой головой. В режиме нон-стоп 6 трасс за чуть больше, чем час, не снимая туфель. Тут мне немного улыбнулась удача, к вечеру народ с Матузке разбежался, свободных рук не было, и Боря минут 15 вынужден был отдыхать.
Дурацкие станции на Матузке крутили веревку все сильнее и сильнее, на предпоследней трассе я бросил оттяжки, не стал перевязываться, чтобы полегче доехать до земли и сэкономить хоть немного времени, последнюю трассу я стартанул на снаряге другой нашей связки из команды, за несколько минут до финального свистка. Последняя трасса чисто командная работа: мне выбрали трассу, я даже не знал что полезу, досыпали магнезии и довешивали оттяжек, когда я оторвался от земли.
В итоге на Матузке проиграл всего одну трассу, этого было достаточно, чтобы сохранить лидерство.

На международный фестиваль Petzl Roc Trip «по путевке» от Petzl ехать собираешься? Или нет желания?
Конечно, собираюсь. Мое отношение к поездкам такого рода пока близко к высказываниям вроде "за любой кипиш, кроме голодовки". Я обожаю поездки, особенно скалолазные, но езжу совсем немного, поэтому это совсем не лишнее.

Поедешь один-одинёшенек или будешь приглашать друзей составить компанию? Например, Сергея Корженевского, с которым
вместе шли к победе в Гуамке?
Звать, безусловно, буду, но что-то я сомневаюсь в успехе. Ехать далеко и дорого. Хотя без своего, к тому же русскоговорящего напарника, тяжело. Может, что-нибудь придумаем, с помощью спонсоров. Например, какое-нибудь яркое скаловосхождение, в той же Аргентине. Кстати, моим партнером на фестивале был Смирнов Антон, а Сергей лазил с Катей, хотя он действительно мой основной напарник. Так получилось из-за предварительной договоренности, мое участие и приезд в Гуамку были под вопросом до последнего. Возможно, из-за этого Серега не добрал пары сотен кровных баллов.

Какие надежды возлагаешь на поездку?
На самом деле надежд пока никаких не возлагаю. Во-первых, чтобы лелеять надежды, надо себя приготовить к этому, а, во-вторых, я понятия не имею, что это такое Petzl Roc Trip (разве что совсем чуть-чуть). Вообще клево полазать в новом районе рядом с монстрами.

Насколько серьёзно отнесёшься к поездке? Поедешь "просто полазить" или постараешься "прыгнуть выше головы"? Например, пролезть трассу категории ранее лично не лазанной? Вообще как то "постоять за державу"?
Смотря, что будет требоваться. Если это а-ля соревнования, они в тему и вовремя (т.е. не накладываются на Чемпионат мира), то да я обязательно буду готовиться. "Просто полазать" это только в крайнем случае, если обрасту травмами, а так конечно "биться и побеждать". А планировать в слепую залезть что-то типа 9-ки пока крутовато для меня. Да, я думаю, постоять достойно от лица российского скалолазания смогу. И поэтому хотелось бы пораньше узнать куда и когда ехать!

Возвращаясь к фестивалю: что помешало попасть в призы в финале Гуамки-2011?
Думаю недостаточно спортивно настроился, глядя на дождь, и попробовав на связках грязь и сырость трассы. Ну а как итог этого допустил ошибку в выборе линии лазания, что и привело меня в тупик.

Каковы, кстати, общие впечатления о фестивале Гуамка-2011?
Фестиваль, в общем, понравился, хотя я больше привык к скалолазным событиям подходить соревновательно. Марафон, в котором гонялся в прямом смысле, при всех недостатках бальной системы, оказался крайне спортивным, и потребовал очень даже сильно выложиться. От него я в восторге, хотя не сказал бы, что в данный момент я готов в нем поучаствовать в следующий раз. При таком темпе лазания, как на фесте, надо подождать еще года 4, чтобы появилось такое же количество новых, подходящих по категории, трасс. Мне кажется, навскидку, там осталось всего трасс 20 выше 6с, которые я не попробовал. А те, что не потрогал, требуют совсем другого подхода.

Что хорошего/не хорошего скажешь о районе в целом?
Если не брать во внимание частые дожди и высокую влажность - район очень даже хорош. Интересные скалы, красивые места и весьма достойные маршруты. Выглядит весьма перспективно.

Планируешь возвращаться в Гуамку?
В соответствии с предыдущими ответами: скорее на отдых в сухое время года, чем на спортивные сборы. А на фест такого формата... я пока подумаю.

Над чем с твоей точки зрения нужно работать организаторам фестиваля, что бы в будущем он мог быть интереснее для участников?
В плане интересности для среднестатистического участника я думаю было СУПЕРСКИ!!! Но, в общем, я бы посоветовал:
1) Наконец-то за 4 года-то, почистить финальную трассу, может сменить ее!?!? Хотя для зрителей там действительно просто отличное место.
2) Марафон это конечно круто, это свой формат, но может в нем удастся сделать акцент на сложные трассы, чтобы у людей был стимул их пролезть?
3) И еще: те кто имеет опыт лазания в этом районе, я подразумеваю насосанные трассы - имеют большое приемущество. Для спортивной группы это критично! Как вариант давать старым трассам быллы с понижающим коэфициентом.

Несколько вопросов про «связки»:
Твоё отношение к связкам как к виду соревнований?
Связки очень понравились. Лично мне было интересно поколбаситься в Гуамке. Даже не смотря на то, что на мой взгляд, от современного спортивного скалолазания, связки в проведенном виде далеки. Всю сложность связок, техническую работу вобрал в себя современный спортивный туризм. Но с другой стороны: зрелищность и интересность этого вида совершенно не мешает быть ему регулярной частью скалолазных фестивалей и аналогичных событий. Только нужно придерживаться каких-то определенных правил: Можно ли использовать бельевую веревку для сдергивания? Можно ли встигивать «псевдо» страховку в ножную петлю(для удобства)? Нужно ли сопровождение? И прочее в таком же духе. Это я немного утрирую, но вопросы и споры возникали близко к этим.

Дают ли "связки" что-то с практической точки зрения или это сухой академический вид, не востребованный в реальном скалолазании?
В скальных восхождениях и восхождениях вообще эта техника, безусловно, нужна, но к этому нужно отдельно и ответственно готовиться, это другой вид. Скалолазание сосредоточено на преодолении трудного скалолазного рельефа свободным лазанием (ну или быстром преодолении), а работа с железом справедливо отдана туризму и альпинизму.

И всё-таки, стоит ли активнее рекламировать связки, чтобы привлекать больше участников?
Да, я думаю, стоит. Это может привлечь массы и в само скалолазание.


Несколько слов о себе, и, если можно, как попал в скалолазание?
Родился 04.01.1987 в г. Ростове-на-Дону в семье строителя. Лазаю с 2002 года. В 2001 году (если не ошибаюсь) я с братом по соседскому приглашению попал в детский палаточный лагерь, который организовал тренер ДЮСШ по скалолазанию Адонкин Анатолий Алексеевич, место стоянки было рядом со скалой, на которой я впервые и попробовал себя в качестве скалолаза. В 2002 начал ходить в зал.
В 2004 в Крыму познакомился с Сашей Чепрастовым, а через некоторое время стал у него тренироваться, именно он заставил посмотреть на этот вид спорта серьезно.
Тренер: Чепрастов А.А. + самостоятельно
Регулярность тренировок: 5-6 раз в неделю.
Лучшие результаты: 6 место в боулдеринге на Чемпионате России в 2011 и 8 в трудности в 2010.
Предпочитаю лазать трудность, на скалах в первую очередь, и боулдеринг.
На скалах, как правило, провожу чуть больше месяца в году. Был в скальных районах (в порядке убывания количества проведенных там дней): Крым, Кисловодск, Йосемиты, Гуамка, Родеяр, Жирнов, Арко.
В свободное от скалолазания время работаю и путешествую.

Еще вы составляете гайд по Крыму?
Да, всей командой - Чепрастов Саша, Сергей Корженевский, Катя Власова и я составляем гайд по Крыму. Началось все с подачи Александра. С его мини гайдика в блокноте, наверное, формата А8, и отсутствия удобной и упорядоченной инфы. Насколько можем - облазываем все, что под рукой, иногда специально для этого едем в отдаленные районы, но это большая работа и она далеко не выполнена. На Бауроке это довольно громко обсуждается, обычно не в нашу пользу. Большинство пишущих считает, что мы специально занижаем маршруты, а мы считаем, что приводим их соответствие с остальным Крымом, особенно с начальными категориями данными французами. Я считаю, что выровнять Крым по Европе очень сложно, не нужно и скорей всего невозможно. В каждом скалолазном районе, как я убедился, своя специфика: жесткие категории, мягкие и т.д. Гораздо важнее, чтобы они в рамках Крыма были одинаковы.

Что хочешь (хотите) сделать?
Какой-то пространный вопрос... Скажем так: мечтаю о доступном современном и большом тренажере в Ростове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий