понедельник, 5 ноября 2007 г.

Ростов-Йосемити!

Автор: Сергей Корженевский
Фото: Сергей Корженевский, Юрий Кошеленко находятся здесь

Вначале я даже в легком шоке был, когда узнал, что Юрий Кошеленко предлагает нам поехать в Йосемити. Блин! Это же моя мечта была, с тех пор как я узнал про них (лет 7 наверное уже). С тех пор, как я всерьез увлекся скалолазанием, мечта чуть потускнела, но все равно осталась.
И тут нам предлагают практически на халяву поехать на месяц туда!
Конечно да!

Множество бюрократических препон на работе (оборонное предприятие), поездка в Москву за американской визой (затаив дыхание — дадут — не дадут). Все преодолено и 2-го октября мы вылетаем из Шереметьево-2.
По прилету в Сан-Франциско (глубоким вечером) нам повезло, и мы остановились на ночь у родственников друга Юры Кошеленко. С наружи дома их выглядят убого — плотная блочная двухэтажная застройка, на первом этаже — котельная и гараж. Но внутри все круто. При этом живут они в 3-х минутах ходьбы от океана. С утра мы не утерпели и пошли все-таки искупаться туда. Бррррр. Вода — ледяная. Шумит прибой, рыбаки что-то ловят, народ бегает по песочку (в Сан-франциско много парков и очень много народу бегает по ним и ездит на велике).
Сильно удивило нас количество русских в Америке. Сначала нас подвозил из аэропорта русский таксист, потом переночевали у русских (они, кстати, общаются практически исключительно с русскими), потом мы с удивлением поняли, что водитель автобуса, на котором мы ехали до Мерседа — говорит по сотовому по-русски, а один из пассажиров этого автобуса заговорил с нами по-нашему (украинец) и сказал, что может подвезти нас из Мерседа до Йосемити (он там работает в отеле поваром). Вечером, приехав в национальный парк, мы снова встретили русского — друга Юры К., который зарезервировал для нас место под палатку в лагере CAMP 4. Просто так в Нац парке палатки ставить нельзя. Количество мест ограничено и в начале октября парк был забит до отвала. День стоянки в Кэмп 4 стоит 5 баксов с человека (реально 5 баксов с палатки). Для сравнения — если ты захочешь пожить в нацпарке в домике — меньше чем за 100 баков у тебя это не выйдет.
Первое впечатление от Америки – отличное – все очень цивилизовано, все люди дружелюбные, начинают извиняться, проходя в метре от тебя, а если остановить взгляд на 5 секунд на лице человека, на его лице тут же появляется улыбка, и он говорит «Хэллоу!».
Качество дорог – просто выше всяких похвал, везде проложены пешеходные дорожки, дорожки для велосипедистов, а туристские тропы уложены так удобно, что так и хочется по ним ходить под огромными соснами и секвойям.
Прекрасная природа, не испорченная людьми, при том, что здесь очень развитая инфраструктура — куча отелей и гостиниц, магазинов, кафе. Как написано в газете — в год Йосемити посещает около 3-х миллионов человек.
При этом олени ходят по пешеходным дорожкам, медведи ходят в 50 метрах от дороги, а количество белок (земляных и обычных, но с очень пушистыми хвостами) просто не поддается исчислению. Впервые в жизни здесь видел медведя в дикой природе. Прямо возле стропы для слэк-лайна, на окраине Camp 4, метрах в 50 от нас прошел мишка. В магазинах правда все время идут передачи, призывающие не оставлять в машинах еду, ибо мишки ловко взламывают машины, как консервные банки, если почуют запах. По лагерю ходят рейнджеры и следят, чтобы вы не кормили диких зверей. Также любуемся постоянно синими птицами, один раз видели огромного дикого кота с тигровой раскраской и один раз огромного филина.

Довольно быстро мы разузнали все бесплатные услуги – туалет и вода в палаточном лагере, допустим, входят в стоимость проживания, а как насчет бесплатных-удобных-теплых-гибридных автобусов, курсирующих весь день по парку, а также бесплатный душ с шампунем и мылом? Также, набравшись наглости можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi интернетом в холле близлежащей гостиницы (мы туда ходили еще и погреться, и просто там уютно). Администраторы гостиницы понимают наверняка, что мы не их клиенты, но отказать – нет, это не возможно, улыбочка и «You are welcome!» – Всегда пожалуйста. Также мы пользовались их добротой, чтобы сделать ксерокопию нитки маршрута. Юра Такжанов также нашел способ взлома киоска с интернетом, в результате чего мы регулярно им пользовались :)
Уже под конец выезда мы обнаружили так называемый Ландромат – автоматические стиральные машины. Замечательная вещь! Дешево и качественно. Втроем мы постирали и высушили кучу вещей всего за несколько долларов.
Юра Такжанов и Саша Репалов увлеклись собиранием четвертаков. Четвертак – это 25 центовая монета, широко распространенная для продажи и размена денег в автоматах. На обратной стороне очень красиво выгравирована картинка с каким-нибудь штатом. Соответственно всего их более 50. Когда оказалось, что если кинуть в автомат для продажи сникерса бумажную купюру, или несколько четвертаков, а потом нажать кнопку – «возврат денег» — тебе возвращают твои деньги четвертаками, но уже другими. Радости парней не было предела, и отставали от автомата они только когда видели, что новых монеток им уже не дождаться.

Здесь в Америке вообще все огромное – машины, порции еды, люди, скалы. Видели рекламный плакат с девочкой, которая говорит: «I will not be a part of XXL Generation» – Я не хочу быть частью поколения толстяков!

Скалы, как нас предупреждали – так все и оказалось. Лазание на граните по щелям – это вам не в Крыму по известняку. Нужно клинить ноги и руки в щелях, а это больно-неудобно-ненадежно. Для каждой ширины трещины приходится изобретать новую технику прохождения. К тому же добавляется страх от прохождения на своих точках. В общем – успехи у нас пока скромные – пролезли что-то типа 5.10c-5.10d с развеской (около 6a+..6b) и с верхней страховкой попробовали 5.11b (6c). Пока лазаем объем по коротким маршрутам, в конце полезем что-нибудь длинное.
Погода. Пока стоит золотая осень. Тихо. Временами крапает дождик. С утра и вечером очень холодно – один раз даже лед на палатке был. Днем – если на солнце лазать становится даже жарко. Проблема только в световом дне – раньше 9 лазать не получается – холодно, а в 17.00 -18.00 уже темнеет.
Еще нужно постоянно пересчитывать футы в метры, галлоны в литры, фунты в килограммы, а доллары в рубли.
Цены в основном на все выше, чем в России. Исключение составляет бензин (почти столько же) и фрукты-овощи – бывают даже дешевле.
В лагере живем рядом со знаменитостями – братьями Хубер. А когда пару дней назад, братья устанавливали новый рекорд скоростного восхождения на маршрут Нос (Эль-Капитан) – 33 веревки за 2 часа 45 минут, проголосовав на дороге, и остановив машину, я увидел знакомое по фильмам лицо – да это же Тимми о’Нил! В живую он еще прикольнее, чем в фильмах – этакий бурлящий фонтан энергии. Вечерами тут часто проходят кинопоказы, однажды появилась вывеска – Встреча с Линн Хилл!!! Вот это повезло, с легендой встретиться!!! Посмотрели отличный фильм про ее жизнь с ее же комментарии, ну и конечно про первое прохождение маршрута Нос свободным лазанием. Такие люди, ломающие границы возможного, всегда вызывают восхищение.
Слэклайн. Этой забавой (хождение по натянутой стропе) в лагере Кэмп4 занимаются многие и несколько строп висят постоянно и ими могут пользоваться все желающие, что мы и делали, когда было время отдыха от скал. Нам понравилось. Очень забавная вещь, особенно когда начнет получаться.
Скалы. Хотя гранит сильно не похож на крымский известняк, но структура восхождений, погодные условия сильно напоминают альпинистские восхождения в Крыму (в мае). Может и жарко быть, может и ветер подуть.
Станции почти все хорошие, почему-то распространены петли продетые в шлямбура, прямо пучки петель, в эти пучки вделаны металлические кольца и через кольца уже продеваешь веревку для спуска. Зачастую бывает довольно стремно спускаться на таких веревочках.
Камины (и офвиды). Такого рельефа я в горах не встречал (я правда не много то в них и был). Жесть — щель в граните шириной 20-25 см. Стенки почти гладкие, передвижение требует диких усилий всех мышц тела. Нормально мы так и не освоили эти камины.
Длинные маршруты. До поездки мы наивно думали полезть НОС (самый популярный маршрут на Эль-капитане, 33 веревки, 8а максимум), не весь лазанием, ну хотя бы на 90 процентов. Но, приехав и оценив свои силы, мы поняли, что тренироваться надо на кошечках.
Так мы и начали сначала кучу 1-2 веревочных маршрутов, на которых вешали верхнюю и многократно пролезали, потом — 4-5 веревочные. Скорость передвижения была невелика. В итоге, чтобы все-таки попробовать Дух Эль-Капитана мы полезли первые 10 веревок маршрута Salathe. Эти первые 10 веревок заканчиваются на Мамонтовых террасах, и являются практически отдельным тренировочным маршрутом, часто посещаемым. Надо сказать, на все популярные маршруты, которые мы ходили чаще всего, была очередь.
Максимальная сложность там была заявлена как 5.11 b = примерно 6с. Блин вот это мы отхватили — такой жесткой лежачки я, наверное не встречал — практическое отсутствие зацепок. Все-таки пролезли ключ чисто, дальше еще был карниз-вход в камин — тоже сложный и неудобный, но я его лез уже вторым. В итоге вылезли наверх. Что прикольно — с этих мамонтовых террас до земли висят стационарные перила, по большей части из двойной веревки (каждый год спец-люди их заменяют на новые), поэтому спуск занял совсем мало времени.
Когда спустились на землю уже начало смеркаться. Долго лазаем. А если бы у нас еще баулы с едой-питьем-платформой для ночевки были ??? Да… пока Бигвол Эль-Капитана не для нас, надо тренироваться.
Потом мы полезли самый простой и короткий маршрут на Эль-капитан — Восточный контрфорс — 13 веревок, по сложности — гораздо проще первого. Но хоть и проще, а все-таки измотались, когда долезли наверх, да спустились, мы изрядно. Вдобавок — огорчение — уронил скальный тапок один в пропасть — любимый мой La sportiva Miura.
Но самое классное приключение ждало нас впереди. Sentinel Rock — сторожевой камень — прекрасная вершина с нехилым подходом и спуском была видна из лагеря и каждый день я думал — успеем или не успеем мы за световой день подойти под маршрут, пролезть 16 веревок и спуститься ???
Чтобы немного сэкономить время в день отдыха мы пошли разведать подход. Разведали. На следующий день, в ночи мы выходим. Юра К остается в лагере и через каждый час связывается с нами по рации (кстати это было для нас как часы будильник — вызов рации — значит прошел еще один час, как ??? уже час прошел ???).
Подход занял часа полтора и предусматривал стремное лазанье без страховки по полкам над пропастью. В итоге — мы под маршрутом. Начинаем лезть — блин, что ни веревка — то камин. А они лезутся долго и с рюкзаком второму по нему тоже лезть не сахар. На первом ключе Юра Такжанов даже сорвался немного, потом, правда собрался с духом и вылез. На втором ключе, который представлял собой гигантский камин, заканчивавшийся потолком я просто опешил и подумал что нам сейчас придется дюльферять вниз. По описанию выходило, что основной путь, которым все идут — это узкая щель в карнизе, которая спелеологическим узким ходом через 10 метров выводит на стену. Попробовав защемиться туда, я сразу испытал приступ боязни замкнутого пространства, а когда у меня застряла каска я понял — это не для нас путь.
Второй вариант выходил на стену сразу из под карниза, и шел вдоль широкой трещины, где по описаниям было невозможно страховаться. В общем, подойдя в распорах к краю каминного карниза и выглянув наверх, я понял, что все реально, и немного напрягшись (морально и физически) долез через 15 метров до полки со станцией.
Дальше вроде бы попроще должно было быть, но тут стремительно начало темнеть. Вдобавок Юра Такжанов не взял свой фонарик (чистый скалолаз, что с него взять) и на троих (с Репаловым) у нас было 2 фонаря. Оставалось 4 веревки до вершины. Это незабываемые впечатления — лазанье с фонариком. Закладки клал в 2 раза чаще, чем нужно было бы при свете. Зато какая радость выхода наверх. Наверху нас встретил свет полной луны, которая до сих пор была скрыта скалой и некоторая вероятность того, что мы спустимся вниз прямо сейчас.
Однако, поплутав в кустах и камнях некоторое время, мы поняли, что сейчас мы скорее убьемся, чем спустимся, отрапортовали по рации наше решение и приготовились ночевать.
Честно сказать никак мы не готовились, побросали веревки на землю змейкой, положили сверху пустые рюкзаки и рухнули сверху, радуясь, что никуда идти больше не нужно.
Однако через 10 минут поняли — холодно! К счастью на вершине росли кусты и вскоре, наломав их, мы сидели у костерка, раздуваемого ветром.
Если бы ветер был посильнее, да плюс дождик или еще чего могло бы быть экстремально, а так — даже прикольно получилось.
С утра начали спускаться, и офигели — жуткий каньон уходил вниз и непонятно было, как по нему можно спуститься. Однако потихоньку полегоньку, 1 раз бросив 15 метров дюльфера на увиденные петли, мы дошли до ручья, напились вдоволь, а там уже и до тропы недалеко. О счастье! Теперь безопасно! Страх за жизнь начал отпускать. А когда, придя в лагерь, мы увидели сковородку полную свежего омлета и еще много всякой вкуснятины (спасибо Юре Кошеленко!) мы просто обалдели от радости.
Честно сказать, мы немного устали уже, и уезжали в предвкушении нового – у нас целый день в Сан-Франциско. Приехали в город мы уже под вечер, и на следующий день мы попытались объять необъятное. Сильно в этом нам помог Саша, в доме которого мы снова остановились. Раньше он работал таксистом, хорошо знал город и вызвался провезти нас на машине по главным достопримечательностям. Спасибо ему большое.
Начали мы с одного из парков, как же здесь здорово! Трудно описать, но именно таким и должен быть райский сад по-моему :) Потом мы поехали вдоль океана, зашли на побережье и конечно к мосту Золотые Ворота. Кстати, хотя он большой и красивый, но большее значение для города имеет другой мост, соединяющий Сан-Франциско и Окленд. Потом еще парк, потом набережная с пирсами, где мы отведали огненных мексиканских буритос. На пирсе 39 в воде сделаны плавучие мостики и на них лежит куча морских котиков, развлекая зрителей ревом. Также, в поисках скалолазного снаряжения, заглянули на местный скалодром – вот это сила!!! Высоченный, красивый, отлично оборудованный, жаль наверняка дорогой.
Под конец мы утомились, и уже без водителя пошли смотреть китайский квартал. Оказалось – как наш рынок Темерник, только на узкой улочке в магазинчиках. Продается все. Саша Репалов чуть было не купил по дешевке красивых японских мечей на подарок, только мысль – а что ты скажешь на таможне в Москве – убедила не делать этого.
Стемнело, мы брели под огромными небоскребами и удивлялись – а где же ночная жизнь? Наверное – в Лос-Анжелесе и Лас-Вегасе. Здесь же уже в 7 часов вечера витрины гаснут, магазины закрываются и количество прохожих уменьшается. И мы поехали в наше временное жилье.
Потом был один аэропорт, другой (Атланта) и вот мы летим на родину. Соскучившись, мы были рады даже простецкой наглости русской стюардессы – хотя после месяца сверхвежливости это бросалось в глаза.
В Москве нас ждал холод, слякоть и пробки на дорогах. Месяц в Йосемитах остался светлым пятном желтого от скал и осеннего леса цвета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий